Будущие инженеры Якутии проектируют в BIM и осваивают энергоэффективность

Педагоги и сотрудники инженерно-технического института занимаются практической деятельностью в области строительства

Сейчас мы поведаем о большом многоотраслевом вузе, размещающемся на северо-востоке страны. В его состав заходит институт, где производятся научно-прикладные разработки в области диагностики, проектирования и возведения неопасных и комфортабельных построек в критериях Севера, испытываются новые конструкции, отрабатываются и внедряются современные и инноваторские технологии, создаются новые материалы. Тут обеспечены все условия для подготовки профессионалов грядущего. Об этом и многом другом — в интервью с директором Инженерно-технического института СВФУ Терентием Корниловым.

- Терентий Афанасьевич, поведайте о научной школе Северо-Восточного федерального института им. М. К. Аммосова. Какие самые важные разработки изготовлены тут?

- Создание сверхтехнологичного институтского кампуса решает ряд задач по модернизации научно-образовательной инфраструктуры — научные лаборатории и центры, студенческий бизнес-инкубатор «Oreh», Арктический инноваторский центр, научно-образовательные центры нанотехнологий, умственной принадлежности и коммерциализации объектов умственной принадлежности, малые инноваторские предприятия, полигоны и другие.

В конечном итоге инноваторский пояс университета позволяет сформировывать завершенную цепочку — «фундаментальные исследования — прикладные НИР и ОКР — технологические работы — опытнейшее создание — серийное создание».

С целью интеграции науки и образования в институте сформированы и действуют 16 научных школ, 92 учебно-научные, научно-технологические, научные лаборатории и 22 научно-образовательных центра, снаряженные современным аналитическим оборудованием, в том числе уникальными и дорогостоящими установками.

В стенках института в 1991 г. был сотворен уникальный Музей мамонта имени П.А. Лазарева как научный и культурный центр по исследованию мамонтовой фауны, среды ее обитания и пропаганды научных познаний.

17 марта 2014 г. Институт прикладной экологии Севера презентовал Интернациональный центр коллективного использования «Центр молекулярной палеонтологии СВФУ». Центр оборудован лабораторной и офисной зонами, криохранилищем, где ученые со всего мира будут проводить исследования на новом оборудовании с внедрением уникальных технологий по поиску живых клеток мамонта и исследованию ДНК старых животных на новом оборудовании с внедрением уникальных технологий.

- Какое место в структуре университета занимает инженерно-технический институт? Какова его история?

- В 1956 г. в составе создаваемого Якутского муниципального института для обеспечения спецами разных отраслей индустрии был открыт инженерно-технический факультет, включающий строительное, геологическое и горное отделения. В следующем из нашего тогда еще факультета в 80-е годы отделились геологоразведочный и горный факультеты. В эти же годы мы начали расширяться, появились такие направления подготовки, как теплогазоснабжения и вентиляция, создание строй материалов и конструкций, разработка деревообработки, экспертиза управления недвижимости, землеустройство и кадастры.

В 2012 г. факультет в рамках развития Северо-Восточного федерального института имени М.К. Аммосова преобразован в инженерно-технический институт. За 62-летнюю историю институт подготовил более 6000 профессионалов с высшим техническим образованием. Посреди выпускников института 10 заслуженных строителей РФ, 32 знатных строителя РФ, более 70 заслуженных строителей РС(Я), 32 заслуженных работника народного хозяйства РС(Я), около 60-ти кандидатов наук и 7 медиков наук. При конкретном участии выпускников построены промышленные объекты и строения штатского предназначения, а в последние годы в столице республики появились большие, отвечающие современным мировым эталонам строения и сооружения: Государственный центр медицины, Центр материнства и юношества, корпуса факультетов естественных наук и гуманитарных факультетов СВФУ, Центр спортивной подготовки «Триумф», ледовый дворец «Эллэй Боотур», жилые высотные дома и многие другие строй объекты.

- Каково сегодняшнее состояние научной базы института? В чем вы видите главные трудности для ее развития?

- Сейчас на базе инженерно-технического института сотворена уникальная учебно-научно-технологическая платформа для развития инженерного образования и науки. По программке развития федерального института организованы и модернизированы все учебно-научные лаборатории, сделаны новые мастерские, инноваторский учебно-производственный полигон «Стройкомпозит», компьютерный центр, Центр непрерывного технического образования и аттестации, аккредитованный испытательный центр, малые инноваторские предприятия «Стройкомпозит», «Адгезия МК», «Теплокомфорт», «Нордвуд». Все это позволяет проводить практико-ориентированную подготовку студентов, научно-прикладные исследования на современном уровне и отлично внедрять свои разработки. В институте проводится активная политика по трансферту технологий, поиску новых действенных технологий строительства из местного сырья, строительству энергоэффективных домов в критериях Последнего Севера.

Оборудования куплено сильно много. Жизнь не стоит на месте — в особенности быстро развиваются технологии проектирования и строительства построек. Сейчас проектная документация должна производиться с внедрением BIM-технологий, и от нас на данный момент требуется обучение студентов этой системе. Нам нужно идти в ногу с течением времени, не отставать от новых технологий, использовать их в образовательном процессе. По другому мы просто отстанем, и хотелось бы в не далеком будущем перейти на BIM-технологии. Без этого мы не сможем готовить современные квалифицированные кадры.

- Какие прорывные открытия и разработки изготовлены в последние годы? Получены ли на их патенты либо свидетельства, и где они внедрены? Какой эффект от внедрения может быть? И что еще нужно сделать на этом направлении?

- С прикреплением вузу статуса федерального ректор Евгения Михайлова поставила пред нами задачку — расширить связи с созданием и перейти на инноваторский путь развития. Другими словами мы сначала должны были заниматься внедрением инноваторских технологий в сфере строительства.

В 2010 г., потому что у нас уже были патенты и изобретения в области строй конструкций и материаловедения, мы открыли ряд малых инноваторских компаний. К примеру, МИП «Стройкомпозит» занимается внедрением современных технологий производства энергоэффективных строй материалов на базе местного сырья, в том числе созданием автоклавного пенобетона для строительства жилых и производственных построек. В 2011-2012 гг. предприятие выстроило в селе Аппаны Намского района энергоэффективные, обустроенные жилые дома. В проектировании и строительстве этих домов участвовали не только лишь спецы МИП, да и юные ученые и студенты института. Это был фактически соц проект. Мы желали показать жителям, что даже в селах можно выстроить обустроенные дома, которые имеют высшую энергоэффективность по классу теплозащиты. Думаю, проект удался, дома до сего времени стоят, люди отлично в их живут.

Научно-техническим сопровождением деятельности данного МИП занимается группа юных служащих под управлением доктора технических наук Алексея Местникова. Сейчас им подготовлены 10-ки кандидатов технических наук. Основное направление научной школы — разработка технологий производства энергоэффективных стройматериалов из местного сырья.

Инженерное благоустройство и внедрение других источников энергии — главные направления деятельности МИП «Теплокомфорт». В рамках реализации постановления Правительства РС (Я) № 452 от 11.12.14 «О предоставлении адресной вещественной помощи на всеохватывающее благоустройство жилых домов в сельской местности» в 3-х северных районах республики выполнено благоустройство 70 жилых личных домов.

Внедрением технологии быстровозводимых построек из ЛСТК и винтообразных свай в критериях Арктики и Севера практикуется МИП «Адгезия МК». На сегодня с внедрением этих технологий выстроено огромное количество административных и жилых построек — детские сады, школы, фельдшерские пункты в арктических районах Якутии.

Педагоги и сотрудники инженерно-технического института занимаются практической деятельностью в области строительства. Так, при поддержке ректора Евгении Михайловой нами спроектированы и построены жилые высотные дома на 119 квартир для служащих СВФУ в студенческом городе Якутска. При строительстве построек применены патентованные конструктивные решения внешних огораживаний и энергоэффективные строй материалы, производимые институтским МИП.

Все проекты профессионалов института прошли теоретические, практические и экспериментальные исследования. В целом то, что мы начали в 2010 году, сейчас уже дает действенный итог.

В этом году мы планируем на местности кампуса СВФУ выстроить центр отдыха для студентов — это наше огромное желание. Я поставил перед студентами такую задачку — сделать проект грядущего центра. У ребят полностью современный подход, другое видение и, если на местности кампуса появится спроектированный студентами здание — это будет фурор.

- Как соотносятся программки обучения студентов с инноваторскими разработками в области строительства? И как оказывает влияние строительный комплекс на программки подготовки будущих строителей?

- Обучение в институте проходит по фронтам подготовки бакалавров, магистров и аспирантов. В рамках бакалавриата институт реализует образовательные программки по 7 профилям направления «Строительство» и 1 профилю направления «Архитектура». Средний балл поступающих в прошедшем году составил 66,2 балла, раздельно по направлению строительство — 67 баллов. Это самые высочайшие баллы посреди технических подразделений.

Беря во внимание современные тенденции развития общества, мы стараемся открывать новые образовательные программки. Так, в рамках реализации интернационального проекта ERASMUS+ разработана ОП «Энергоэффективность и экологичность построек», и в 2017 г. выполнен 1-ый прием студентов на данную программку. Необходимо подчеркнуть, что в проекте участвуют технические университеты Рф, Китая, Испании, Германии, Италии, Франции. Благодаря программке сотрудники инженерно-технического института СВФУ и других партнеров-вузов прошли обучение в технических институтах в таких городках, как Лейпциг (Германия), Париж, Севилья (Испания), Баку. Это полностью новый профиль для русских технических институтов, и мы одни из первых начали реализацию программки. Как вы понимаете, направление энергоэффективности очень животрепещуще. Сейчас по всей Земле есть трудности с энергоресурсами, пред нами стоит задачка — понизить энергоемкость валового внутреннего продукта Рф к 2020 г. на 40% и в 2,5-3 раза к 2030 г. относительно уровня 2007 г. Мы должны приготовить профессионалов, которые сумеют выполнить эту муниципальную политику.

По магистратуре прием делается по направлению строительство на четыре образовательные программки — «Проектирование и строительство построек и сооружений в критериях Последнего Севера», «Строй материалы и технологии в критериях криолитозоны», «Устойчивое развитие градостроительной среды на Севере», «Сбережение энергии и энергоэффективность в зданиях».

Фактически во всех образовательных программках заложены элементы проектно-ориентированного обучения. На каждом курсе студенты делают по определенным заданиям проекты. В этом году в виде опыта для студентов четвертых курсов провели командную работу по разработке и защите проектных работ. За маленький период студенты сделали концепцию строительства энергоэффективного дома в пос. Тикси Якутии. Команды работали в очень близких к реальности критериях, так мы смогли оценить способность работать в команде, стремительно воспользоваться информацией и умение принимать конструктивные решения.

Институт тесновато работает с созданием, заключены договоры о сотрудничестве с большими строй и промышленными предприятиями Якутии. Раз в год, начиная со второго курса, студенты проходят производственные практики. Организации берут студентов на практику с радостью, высоко оценивают их способности и познания.

Также при институте работает Центр непрерывного проф технического образования и аттестации. Для увеличения конкурентоспособности собственных студентов мы проводим отдельные курсы увеличения квалификации, т. е. обучаясь по одному профилю, студент, начиная с третьего курса, может пройти курсы переподготовки. А для практикующих инженеров-строителей проводим отдельные курсы и семинары.

У нас есть свой аккредитованный Испытательный центр «Якутск эксперт», который работает с 60 строй предприятиями республики. Мы проводим лабораторные исследования и тесты образцов бетона и других изделий, выезжаем на строй объекты для организации экспресс-испытаний бетона с внедрением неразрушающих способов контроля. Центр занимается подбором состава бетона и разных строй смесей с определением физико-механической свойства. Не считая того, мы увлечены проверкой теплозащиты построек, энергоаудитом и ищем конструктивные способы теплозащиты построек. Естественно, ко всей работе мы привлекаем юных служащих и старшекурсников.

- Спасибо для вас за познавательную беседу!

Выключатель встраиваемый Legrand Anam Zunis 1 клавиша с подсветкой, цвет белый

Одноклавишный выключатель Zunis предназначен для управления светом в офисных и жилых помещениях, где поддерживается умеренная влажность. Для большего удобства выключатель обустроен индикаторами, позволяющими просто отыскать его в черное время суток. Модель вооружена пультом дистанционного управления, потому включать и выключать свет в комнате можно с хоть какого расстояния. Достоинства: - эргономичный дизайн; - надежный пластмассовый корпус; - интуитивно понятное управление. Еще одним достоинством выключателя является лучшая стоимость, по которой его можно приобрести в магазинах.